На главную « Закулисье « Гаммы для фортепиано
стор для домашней студии

Гаммы для фортепиано

Эти гаммы, аккорды и арпеджио для фортепиано - упражнения на каждый день. Как зарядка или медитация. И в то же время, разминка перед занятиями.
Для видения трезвучий, их обращений в своих тональностях, А также тоники, субдоминанты, доминаты.

Таблица гамм для фортепиано
Тональность Параллельная
тональность
(вниз на
мал.терцию)
Кол-во
знаков
 
1 До мажор Ля минор 0  
2 Соль мажор Ми минор 1 фа#
3 Ре мажор Си минор 2 фа#, до#
4 Ля мажор Фа# минор 3 фа#, до#, соль#
5 Ми мажор До# минор 4 фа#, до#, соль#, ре#
6 Си мажор Соль# минор 5 фа#, до#, соль#, ре#, ля#
7 Фа# мажор Ре# минор 6 фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#
8 Ре♭ мажор Си♭ минор 5 си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭
9 Ля♭ мажор Фа минор 4 си♭, ми♭, ля♭, ре♭
10 Ми♭ мажор До минор 3 си♭, ми♭, ля♭
11 Си♭ мажор Соль минор 2 си♭, ми♭
12 Фа мажор Ре минор 1 си♭

 

Кому эти длинные и скучные занятия не нужны

Если цель занятий игра выученных произведений или по нотам с листа, то эти упражнения не нужны.

Зачем эти увлекательные и эффективные занятия пригодятся

Если цель занятий сочинять музыку, импровизировать, играть аккомпанемент на слух, то в тональностях следует освоиться в совершенстве.

Делая эти упражнения каждый день как зарядку с утра, начинаешь видеть тональность, аккорды в ней, получается играть всё что угодно не задумываясь, руки сами делают что необходимо.

Есть много разных сложных аккордов. Все они строятся от трезвучий. Более того, большинство произведений состоит в основном из трезвучий и их обращений.

Поэтому это фундаментальная система занятий. Самое важное упражнение какое могло бы быть.

Структура упражнений

Первая строка - гамма в опеделённой тональности.
Вторая строка - обращение тонического трезвучия аккордами и обращение полного тонического трезвучия арпеджио.
Третья строка - аккорды от тоники, субдоминанты и доминанты (tsd). Сначала трезвучиями с первой нотой от тоники, субдоминанты, доминанты. Затем в виде обращений, так чтобы аккорды располагались максимально близко к друг другу.

Как заниматься

Сначала учим гамму. Привыкаем к ней одной рукой, затем другой. Когда доведено до автоматизма, начинаем медленно играть двумя руками. Доводим до автоматизма. Торопиться не стоит скорость приходит сама. От спешки появляются ошибки, от которых потом не сразу получается избавиться. Не забегайте учить гаммы для фортепино вперёд. Будет путанина. Одна гамма учится неделю, каждый день.

Когда выучина гамма, играем остальные упражнения. Мы как бы пробуем гамму на вкус. Не стоит их учить наизусть для перехода к следующей гамме. Приступаем к изучению гаммы в следующей тональности, а пройденное повторяется каждый день.

Из чего скомпанована система упражнений

Лады, грубо говоря - это ноты подряд.

От того с какой клавиши начинаем играть по белым, складывается определённое звучание.

Привычное До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - ионийский лад, он же До мажор. Если хотим начать не с До и оставаться в том же ионийском ладу, придётся задействовать чёрные клавиши.

Начиная от Ля по белым получим эолийский лад, он же Ля минор.

Это два лада, в которых написана почти вся европейская музыка.

 

Жми на картинку, листай кликами или стрелками клавиатуры

гамма до мажор
.
гамма ля минор
К таблице
гамма соль мажор
.
гамма ми минор
К таблице
гамма ре мажор
.
гамма си минор
К таблице
гамма ля мажор
.
гамма фа диез минор
К таблице
гамма ми мажор
.
гамма до диез минор
К таблице
гамма си мажор
.
гамма соль диез минор
К таблице
гамма фа диез мажор
.
гамма ре диез минор
К таблице
гамма ре бемоль мажор
.
гамма си бемоль минор
К таблице
гамма ля бемоль мажор
.
гамма фа минор
К таблице
гамма ми бемоль мажор
.
гамма до минор
К таблице
гамма си бемоль мажор
.
гамма соль минор
К таблице
гамма фа мажор
.
гамма ре минор
К таблице

 

 


Музыка, тексты и стихи -
© Сергей Лапин (Дед Вангуй)